Адвокатская палата Приморского края продолжает публикацию цикла материалов о дамах Приморской адвокатуры. Герой этого выпуска – Элла Леонидовна Крамаренко, старейший приморский адвокат.
Крамаренко Элла Леонидовна родилась в 1933-м году в городе Уссурийске Приморского края, в семье военнослужащих. В 1941-м году проживая вместе с семьей в Белоруссии, совсем ребенком оказалось в немецкой оккупации. Стала свидетелем расстрела еврейской семьи, живущей по соседству, экспроприации имущества фашистскими захватчиками, многочисленных расправ, бомбёжек, от которых прятались на другом берегу реки в собственноручно вырытых землянках.
«Иногда приходилось есть лебеду и суп из картофельных очисток, чтобы не умереть от голода»- вспоминает она. После окончания Великой Отечественной войны поступила и в 1952-м году закончила двухгодичную школу стенографии и машинописи при Хабаровском доме офицеров. В это же время работала в хабаровском филиале ВЮЗИ в качестве методиста. В 1952-м году вышла замуж за Крамаренко Анатолия Дмитриевича и с 1954 г. по 1956 г. работала в сибирском лесотехническом институте стенографисткой. В это время Анатолий Дмитриевич проходил военную службу в городе Красноярске. После демобилизации мужа с 1956 г. проживала во Владивостоке. Работала в краевом отделе народного образования экономистом, агентом Госстраха, затем в краевом совете профсоюзов — инструктором, параллельно обучалась заочно в ДВГУ на историко-правовом факультете.
В 1974-м году была принята в Приморскую краевую коллегию адвокатов с местом работы в Первомайской юридической консультации, где и проработала до выхода на пенсию в 2001 году.
За время работы Элла Леонидовна неоднократно награждалась почётными грамотами, благодарностями, памятными подарками, была награждена медалью Ветеран труда.
Из книги воспоминаний «Когда мы были молодыми…» Эммы Антоновны Любарской: «Мы с Анатолием Дмитриевичем работать пришли одновременно в 1956 г., несколько позже в коллеге стала работать и его жена, очень милая и полюбившейся нам всем женщина – это были два достойных друг друга человек. Помню, всегда на наших вечерах отдыха их просили спеть, и они в два голоса талантливо исполняли украинские песни. Я сама украинка. Их пение на меня производила особое впечатление.

Обе их дочери адвокатессы, уже со стажем, уважаемые, грамотные юристы. Своей работой они продолжают традиции родителей. Старшая — Людмила Анатольевна Серебрякова – адвокат конторы Крамаренко, вторая дочь — Инна Анатольевна Жидкова, не смотря на свой молодой возраст уже член Совета Палаты приморской адвокатуры.»
Молодой адвокат Наталья Бахтина встретилась с Эллой Леонидовной в дни подготовки к празднику 80-летия Победы и после беседы появились такие строки:
«Их почти не осталось в живых — тех, кто может поделиться личным опытом адвокатской работы в ушедшем столетии. Крамаренко Элла Леонидовна – одна из таких редких людей. Несмотря на возраст, невозможно назвать её старушкой, у неё слишком сильный дух. А ещё уверенный низкий голос, размеренная чёткая речь, ясный взгляд и удивительный порядок в мыслях, впрочем, как и в её доме. Её жизненный путь непрост. Ещё ребенком она застала войну в Белоруссии. Немцы жили около двух лет в ее доме, забрали корову, которая была кормилицей для всей семьи. Отец был на фронте, мать с раннего утра и до позднего вечера на работе, фактически жили с дедушкой и бабушкой. Элла Леонидовна видела смерть слишком близко —братские могилы, трупы в огороде… Словами не описать весь ужас, который пришлось пережить ребенку.
Потом был развод родителей и переезд с отцом в Хабаровск, за многие километры от матери. Так тогда решались в суде споры о детях — их не спрашивали, с кем из родителей они хотят жить, и чаще оставляли именно с отцами. После этого мать она видела всего несколько раз. Но всё это ее не сломило, напротив, сформировало тот самый стержень, который виден в ней и по сей день.
Во Владивосток Эллу Леонидовну привез ее супруг Крамаренко Анатолий Дмитриевич, по профессии адвокат. Это и определило выбор профессии Эллы Леонидовны, о котором она никогда не жалела. Сопереживание своим подзащитным, потребность помогать людям стояли у неё на первом месте. Ни судьёй, ни прокурором она быть никогда не хотела. В те времена к адвокатам относились с большим уважением и почетом. Сейчас, увы, бывает по-разному.
Любовь к профессии Элла Леонидовна передала своим дочерям, обе стали адвокатами и это о многом говорит. На мой вопрос, что посоветовать начинающим адвокатам, она ответила без промедления и пафоса: «Работайте по совести!»